ОСАГО станет умнее

Министерство финансов РФ продолжает вести работу над пакетом поправок в закон об ОСАГО. Основная цель реформы – повысить степень аккуратности водителей на дорогах и снизить число правонарушений.

Сейчас действуют установленные Банком России ставки ОСАГО с двадцатипроцентным «коридором» между самым высоким и самым низким размерами ставок. При этом страховщиками при продаже полисов не учитываются личностные характеристики каждого конкретного водителя. По мнению чиновников, необходимо реформировать действующую систему, чтобы исправить данный недостаток. Для этого планируется ввести так называемое «умное ОСАГО». Водителям, согласным принять участие в программе, будет предоставлена возможность получить анализ характеристик своего вождения. Эта задача будет реализовываться с помощью телематических устройств, которые способны в реальном времени фиксировать скорость движения, величину ускорения, резкость торможения, частоту и длительность использования транспортного средства и другие показатели. Обработка таких данных позволит оценить степень осторожности водителя на дороге и, соответственно, прогнозировать степень возможного риска аварии. В настоящее время подобные устройства используются в рамках «умного КАСКО» – программ добровольного страхования автомобилей.

Введение «умного ОСАГО» позволит предоставлять водителям различные скидки на покупку полисов, если их стиль вождения автомобиля будет оценен как достаточно аккуратный и потенциально безаварийный/малоаварийный. По мнению Министерства финансов РФ, такого рода поощрение будет стимулировать водителей вести себя на дорогах более уважительно по отношению к другим водителям и, как следствие, снизить уровень количества аварий.
Предлагается установить отдельные тарифы для пожарных и полицейских машин, машин скорой помощи, транспортных средств, относящихся к военному ведомству и Росгвардии, а также машин дорожных служб, автокранов, бетономешалок и иных. Страховщикам рекомендуется при установлении тарифов учитывать цели использования автомобилей – как личного транспорта или в качестве такси для осуществления коммерческих перевозок, статус собственника – физическое или юридическое лицо, а также обращать внимание на другие факторы, которые могут тем или иным образом повлиять на степень вероятности причинения вреда при их использовании и на предполагаемый размер причиненного вреда.

Говорить об экономических перспективах такого нововведения пока что сложно. В настоящий момент аналитики не могут с достаточной точностью подсчитать окупаемость затраты, связанные непосредственно с покупкой и дальнейшим обслуживанием телематических устройств, а также затраты, связанные с последующей обработкой собранных ими данных. Среди водителей есть мнение, что данные с устройств могут быть использованы в целях слежки за ними, однако на данный момент эти предположения не имеют под собой никаких фактических оснований.

Читайте также
Безопасность при оформлении ОСАГО
Все чаще владельцы транспортных средств сталкиваются с мошенниками, продающими полис ОСАГО. Чтобы избежать неприятных ситуаций, когда после аварии, вы не можете добиться выплаты от страховщика, нужно ...
ОСАГО ждет кардинальных реформ
  С 2018 года планируется запуск программы ухода от государственного контроля тарифов ОСАГО. В рамках данной программы функция установления ставок передается напрямую страховщикам. Назначен...
Запрет ОСАГО без досмотра
  В скором времени техосмотр для ОСАГО станет обязательной процедурой, без которой полис не будет выдан. Ространснадзор собирается провести масштабную проверку пунктов ТО по всей стране. Мн...
Чиновники решили, что пора уголовно наказывать за фиктивный техосмотр
  Министерство экономического развития решило наказывать за нарушения при проведении государственного технического осмотра. Наказывать будут и за управление автотранспортным средством, которое...